С днем победы 9 мая!

Нормативно- методические материалы

  • Закон РФ «О языках народов РФ», Закон РФ «Об образовании», Закон РБ «О языках народов РБ», Закон РБ «Об образовании»
  • Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта
  • Примерная образовательная программа по учебным предметам «Родной (башкирский) язык» и «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» для 1-4 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения. Автор-составитель: Нафикова З.Г., Уфа 2017.
  • Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 21» г. Белорецк Республики Башкортостан;

 

Реализуемый УМК

Учебно-методический комплект “Башҡорт теле” для 5-9 классов под редакцией Д.С.Тикеев, Б.Б.Гафаров, включающий следующие компоненты:

  • учебник
  • книга для учителя

Цели и задачи изучения предмета

- воспитание любви и уважения к башкирскому языку как к средству общения, к источнику знаний;

- получение информации о строении языка, об основных нормах литературного языка и его стилистических возможностях, умение их правильно использовать, обогащение словарного запаса;

- знание основных художественно-теоретических определений;

- целостное восприятие формы и содержания художественной литературы;

- воспитание личности с гуманным отношением к миру, с гражданскими и патриотическими чувствами;

- воспитание любви и уважения к литературе и культурным ценностям своего народа;

- формирование эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, привить читательскую культуру и понимания авторской позиции;

- умение анализировать прочитанные произведения,  развитие у учащихся устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения родного (башкирского) языка и литературы в среднем звене необходимо решение следующих задач:

-развитие речи, развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения обучающихся; мотивации к дальнейшему овладению башкирским языком.

-вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, сведений по грамматике и правописанию;

-обучение их умению самостоятельно пополнять знания по башкирскому языку;

-формирование общепринятых умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

  • овладение важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными знаниями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию их различных источников, включая Интернет и др.);
  • использования опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения башкирскому  языку и литературе, чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Срок реализации программы

5 лет

Место учебного предмета в учебном плане

1-9 классы – 105 часов (3 часа в неделю)

10-11 классы – 70 часов (2 часа в неделю)

Результаты освоения учебного предмета(требования к выпускнику

В результате изучения башкирского языка ученик должен

 знать/понимать:

· основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); · особенности структуры простых и сложных предложений; · интонацию различных коммуникативных типов предложений; · признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); · основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

Уметь:

говорение · рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем селе, о своей стране и республике изучаемого языка; · делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного. аудирование · понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов и выделять для себя значимую информацию; · понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные. чтение · читать аутентичные с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); · читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, · читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; письменная речь · заполнять анкеты и формуляры; · писать поздравления, личные письма с опорой на образец.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, · осознания места и роли родного и изучаемого государственного языка в этом мире; · приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, · ознакомления представителей других стран, республик с культурой своего народа; · осознания себя гражданином своей страны, республики и мира.