С днем победы 9 мая!

Нормативно-методические материалы

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

 1) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России

Составлена с учетом авторской программы по биологии В. В. Пасечника 5 - 9 классы (Г. М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 - 11классы. Сборник программ. Дрофа, 2013 г).                                                                           

  •  

Реализуемый УМК '

Рабочая программа ориентирована на использование учебников

 (УМК В. В. Пасечника):                                                                             

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2015.                 

  2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2015.                                                                                                                                                                                                                                             3.  Биология. Животные. 7 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – М. : Дрофа, 2016.       

   4.   Биология. Человек. 8 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – М. : Дрофа, 2016.    

   5.  Биология. Введение в общую биологию. 9 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. М. : Дрофа, 2013.   

 

Цели и задачи

изучения

предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологических знаний для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли биологии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, используя для этого биологические знания;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с объектами живой природы в повседневной жизни.

 

Срок

реализации программы

 

5 лет

 

 

Место учебного предмета в учебном плане

Базовый курс

5 класс-35 часов (1 час в неделю)

6 класс- 35 часов (1 час в неделю)

7 класс- 70 часов  (2 часа в неделю)

8 класс-  70 часов  (2 часа в неделю)

9 класс – 68 часов (2 часа в неделю)

 

Результаты

освоения

учебного

предмета

(требования к

выпускнику)

Личностными результатами обучения биологии учащихся основной школы являются:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.   В познавательной (интеллектуальной) сфере:

•  выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

•        приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

•        классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

•        объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

•        различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

•        сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•        выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

•        овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.