С днем победы 9 мая!

В чем особенности ФГОС НОО

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373    «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

  В чем же причина перехода на новые стандарты? Дети, которые пришли в первый класс в начале XXI века, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2050 года. Каким будет тогда мир, сложно себе представить. Школа же должна готовить своих учеников к жизни, о которой пока никто не знает. Поэтому сейчас необходимо воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.

 

  Федеральные государственные образовательные стандарты вводятся  в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Стандарт выдвигает три группы требований:

·  Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

·  Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

·  Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

   Стандарт второго поколения поддерживает традиции начального образования, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты.
   Если в стандарте 2004 г. акцент делался на предметные результаты (знания, умения, навыки, т. е. ЗУН), то в новых стандартах выделяются три вида результатов освоения основных общеобразовательных программ: личностные, метапредметные и предметные. То есть, в начальной школе ребенка научат не только читать, считать и писать, но и будут созданы все условия для формирования  универсальных учебных действий (УУД).
   В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Для этого необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.  Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
   Отводятся часы и  на внеурочную деятельность  во второй половине дня. Это время не относится к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
    Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д. В школах накоплен большой опыт предоставления ученикам возможности занятий по интересам в рамках дополнительного образования, поэтому это направление деятельности для нас не является новым, сложным. Наш опыт интеграции основного и дополнительного образования позволит эффективно, качественно организовать внеучебную деятельность школьников.
   Особенно актуальна  проблема для начальной школы,  связанная  с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

   В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

·   любящий свой народ, свой край и свою Родину;

·   уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

·    любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

·   владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

·   готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

·   доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

·   выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

     Безусловно, что для полноценной реализации стандартов необходимо создание условий, к которым предъявляются особые требования. Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно. В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.

    В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.
    Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4-х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться.
   Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся уже осваивается в школах: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!
    Не  подлежат оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.
   В заключении хотелось бы отметить, что стандарты можно рассматривать как трёхсторонний договор между школой, государством и родителями. Каждый из договаривающихся не только предъявляет требования, но  несет ответственность за общий результат – развитие ребенка.

   Уважаемые родители! Мы надеемся, что вы станете активными участниками в этом новом, важном для всех нас деле - введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Только в единстве с вами нам удастся достичь результата, обеспечивающего жизненный успех наших учащихся и ваших детей!
    Вам будут встречаться некоторые новые выражения. Что они означают?
   Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения -обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом региональных (национальных) особенностей, специфики и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и иных участников образовательного процесса, и включает в себя требования к результатам подготовки выпускников, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.
  Учебные программы по предметам программы, обеспечивающие возможности вариативной реализации содержания образования.
   Универсальные учебные действия – сформированные  действия, позволяющие овладеть способом деятельности, применяемого как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия подразделяются на личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
   Личностные универсальные учебные действия – внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
   Регулятивные универсальные учебные действия – учебные действия, направленные на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранить учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнении.
   Познавательные универсальные учебные действия – умение воспринимать и анализировать сообщение и важнейшие их компоненты- тексты, использовать знаково-символические средства, владеть действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
   Коммуникативные универсальные учебные действия – умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
   Духовно-нравственное развитие – приобщение учащихся к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, профессиональной, социальной группы, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, отечеству, миру в целом.