С днем победы 9 мая!

ФГОС НОО

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

         Данный документ разработан педагогическим коллективом учителей МОБУ СОШ № 21 г. Белорецк в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной программы, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, а также концептуальных положений УМК  «Школа 2100».

        Данная  программа  рассчитана  на четыре  года (возраст 6,5 – 11 лет)  школьной жизни  детей. Именно на этой ступени образования  создаются предпосылки  для решения на последующих этапах школьного образования более сложных задач, связанных с обеспечением  условий для развития  личности школьника, сознания, способностей и самостоятельности.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:

Целевой раздел:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи программы.

3. Планируемые результаты освоения образовательной

программы.

4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

Содержательный раздел:

1. Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования.

2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

4. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

5. Программа коррекционной работы

Организационный раздел:

6. Учебный план начального общего образования.

7. План внеурочной деятельности.

8. Система условий реализации ООП НОО (Программно-методическое обеспечение учебных предметов, курсов.)

Общие  сведения о  школе:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 г. Белорецк открыта в 1986 году.  Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом:  Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 г. Белорецка.
Юридический адрес: 453500, Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. 50 лет Октября 48.
Учредители: Администрация муниципального района Белорецкий район РБ.
Организационно-правовая форма: образовательная деятельность. 
    Сведения об образовательной программе начального общего образования МОБУ СОШ №21 г.Белорецк адресована  учащимся 1-4 классов. В среднем 94% учащихся приходят в школу, посещавшие дошкольное учреждение, 6% - дети, воспитывающиеся дома. Ребята приходят в школу с разным уровнем подготовки. Основная часть детей психологически  и физически готовы к школе. охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
         Смена ведущей деятельности - не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.
       Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника - он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.
       Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального, обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. 
       Дети младшего школьного возраста имеют разброс в темпах развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными и физиологическими индивидуальными особенностями. 
       Преобладающее предпочтение  в организации обучения в начальной школе отдается личностно- ориентированной технологии. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.       Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
       Используются следующие формы учебных занятий: урок, урок-игра, смотр-знаний, защита творческого проекта, лекция, практикум, семинар, зачет, смотр знаний, защита творческого проекта и др.; о контингенте обучающихся
       
Кадровый состав начальной общеобразовательной школы № 21 г.Белорецк
В начальной школе 25 учителей. 6 педагогов  имеют среднее специальное образование,19 педагогов-высшее образование. Из них имеют высшую категорию - 7 учителей (28 %), первую категорию - 13 учителей (52%), вторую категорию - 5 учителя ( 28%). Все учителя (100%) прошли курсы повышения квалификации по теме: «Требования ФГОС второго поколения в системе начального общего образования».
Материально- техническая оснащенность образовательного процесса 

Материально – технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Материально-технические условия обеспечиваются в соответствии с «Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Материально-технические условия МОБУ СОШ №21:

  1. обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  2. обеспечивают соблюдение:
    • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (имеется централизованное водоснабжение, канализация; освещение и воздушно-тепловой режим соответствуют нормам САНПиН);
    •  санитарно-бытовых условий (имеются оборудованные гардеробы, санузлы, раковины с централизованным водоснабжением в  учебных кабинетах);
    •  социально-бытовых условий (имеется оборудованное рабочее место учителя и ученика,  учительская);
    • пожарной и электробезопасности;
    • требований охраны труда;
    • своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
  3. обеспечивают возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

         Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к:

-участку (территория ограждена забором и озеленена; на территории имеются следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная, учебно-опытная, хозяйственная; территория оборудована громоотводами, имеет искусственное освещение);                      

-зданию образовательного учреждения (здание трёхэтажное, кирпичное, типовое; учебные помещения начальных классов находятся в основном здании на первом, втором и третьем этажах; имеются рекреационные помещения в непосредственной близости от учебных кабинетов; учащиеся обучаются в закреплённых за каждым классом учебных кабинетах; площадь учебных кабинетов соответствует нормам САНПиН);

-помещениям библиотек (в школе имеется библиотека, оснащённая персональными компьютером,  медиатека, выход в интернет; читальный зал);

-помещениям для питания обучающихся (имеется столовая на 200 мест; пищеблок, оснащённый технологическим оборудованием);

-помещениям, предназначенным для занятий музыкой, физической культурой, иностранными языками;

-актовому залу (имеется большой актовый зал);

-спортивным залам (имеются два спортивных зала, тренажёрный зал, игровое и спортивное оборудование);

-бассейну ( имеется бассейн (чаша 25 на 8,5 м.).

Пропускная способность центра 400 человек в день.

-помещениям для медицинского персонала (имеется медицинский кабинет: кабинет фельдшера, процедурный кабинет);

-мебели, офисному оснащению и  хозяйственному инвентарю (имеется учебная мебель, соответствующая росту обучающихся, классные доски, в том числе интерактивные, отвечающие гигиеническим требованиям);

-расходным материалам и канцелярским принадлежностям (в наличии бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, носители цифровой информации).

МОБУ СОШ №21 самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств обеспечивает оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса  обеспечивает возможность:

- создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет  и др.);

- получения информации различными способами (поиск информации  в сети Интернет,  работа в библиотеке и др.);

- физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

- планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий);

- размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;

- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;

- организации отдыха и питания.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Все обучающиеся начальных классов   обеспечены учебниками по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на русском  языке.

Обучение в начальной школе осуществляется по УМК «Школа 2100», что соответствует требованиям ФГОС НОО.

        Школа  имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека образовательного учреждения укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека школы укомплектована печатными образовательными ресурсами по все предметам учебного плана, имеет фонд дополнительной литературы. 

В МОБУ СОШ №21 г. Белорецк РБ создана комфортная развивающая образовательная среда:

 

-  обеспечивающая высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающих, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
-  гарантирующая охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
             Для успешной реализации целей образования в начальной школе применяются следующие современные образовательные технологии:
• технология развивающего обучения;
• здоровьесберегающие технологии;
• технология критического мышления;
• проблемно- диалогическое обучение;
• информационно-коммуникационные технологии;
• технология творческого развития; и др.
         Общие подходы к организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность дополняет учебную и направлена на  развитие обучающихся: общешкольные творческие дела и внеклассные мероприятия, индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов, коллективные и групповые занятия по психолого-педагогическому развитию детей. 
        Педагогами разработаны и апробированы авторские программы по внеурочной деятельности, утвержденные в ИРО РБ, директором школы и реализуемые в образовательном процессе школы.
        Авторские программы, утвержденные в ИРО РБ
1. Авторская программа уроков общения для учащихся 1-х классов. Демихова Е.А. Программно-экспертный совет БИРО, г. Уфа. 2007г.
2. Элементы логики в системе начального образования. Тишина Н.А. Программно-экспертный совет БИРО, г. Уфа. 2008г.
3. Использование информационно- коммуникационных технологий во внеурочной деятельности по математике. Токарева М.И. Программно-экспертный совет ИРО РБ, г. Уфа. 2010г.
4. Программа по духовно-нравственному воспитанию «Твори добро». Косарева М.И. Программно-экспертный совет ИРО РБ, г. Уфа. 2010г.
5. Программа «Компьютерный художник». Мишанова Н.В. Программно-экспертный совет ИРО РБ, г. Уфа. 2010г.
             Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
        В школе организована работа интеллектуальных, творческих соревнований и конкурсов,  в данном направлении работа строится с ориентированием на педагогику, которая поддерживает и развивает индивидуальность ребенка, мотивацию учения и создает условия для формирования творческой личности. 
      С целью развития одаренных детей, их творческих способностей и научно-исследовательских навыков, поддержания интереса к предметам проводятся предметные декады, турниры, олимпиады и конкурсы. По результатам школьных олимпиад формируются команды для участия в зональных и городских олимпиадах, учащиеся активно принимают участие в международных конкурсах и олимпиадах, Интернет- проектах.       
     Одной из форм развития творчества школьников является работа научного общества учащихся. Это общество выступает как добровольное объединение учеников, ведущих индивидуальную и коллективную исследовательскую работу. Одаренные ученики начальных классов принимают активное участие в работе данного объединения. Члены научного общества занимаются организацией временных творческих коллективов, обсуждением результатов работы, составляют научно-исследовательские проекты, занимаются научно- познавательной деятельностью.
      Обучающиеся и их родители, педагогические работники и общественности активно участвуют в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
        Основная образовательная программа предусматривает возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников в процессе обучения и во внеурочной работе. 
      Задача учителя не просто формировать или развивать необходимые качества, а взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок, чтобы став взрослым он мог занять достойное место в обществе. Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя.