Методическая разработка по русской  литературе

Учитель: Абакумова Ирина Александровна

Тема:   Мотив преступления по рассказу В.М. Шукшина «Крепкий мужик».

Цели:

способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя; методом критического мышления вывести уч-ся на осмысление и

 понимание текста; выявить основные проблемы, поставленные автором рассказа; обратить внимание уч-ся на проблемы духовности, нравственности; формировать навыки анализа художественного текста; развивать монологическую речь уч-ся; учить размышлять, выражать свои мысли уверенно, аргументировать свою точку зрения.

Образовательные задачи: формирование умения самостоятельно исследовать художественное произведение.

Развивающие задачи: развивать навыки творческого чтения литературного произведения, исходя из его специфики – искусства слова.

Воспитательные задачи: формировать нравственные качества личности, прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, интерес к “малой родине”.

ЭОР: лента времени, онлайн – словарь литературных терминов, презентация, kachut.

                                                      Ход урока.

1.Оргмомент.Здравствуйте, ребята!

2. Слово учителя под музыку.

В 455 году был разрушен Рим, который к этому времени достиг высокого культурного развития. Разграбление  и уничтожение Рима продолжалось 2 недели. Вандалами были уничтожены все культурные памятники. А в 1931 году был разрушен храм Христа спасителя. В 1933 началось разрушение Свято-Никольского храма села Каги, нужен был кирпич на хозяйственные нужды. Из детства я помню, как бабушка рассказывала о кощунственном разрушении колокольни. Так мыслило государство, такая была идеология.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?  Какова тема урока?

-Да, верно. Откройте тетради и запишите число и  тему урока: Мотив преступления в рассказе В. М. Шукшина «Крепкий мужик».

-Ребята, на какие вопросы мы должны найти сегодня ответ: (разобраться в преступлении, разобрать поступок главного героя, ответить на вопрос: почему герой так поступил, внимательно поработать с текстом и словом).

Слово учителя о Шукшине

3.Стадия осмысления.

- Произведение называется «Крепкий мужик».

-Чего вы ждали от рассказа с таким названием? (крепкий - сильный физически, финансово крепко стоящий на ногах и  т.д.)

-А какой еще силой должен быть наделен человек? (духовной)

-А у всех ли она одинаковая и есть ли вообще, в этом нам предстоит сегодня разобраться.

Итак, главный герой - Николай Шурыгин.

-Чем прославился это человек? (уничтожил церковь 17 века)

-Давайте вспомним, как создавались храмы в старину?

(всей страной-вместе, как на праздник наряжались, очищались, церковь-объединяющим началом)

-Знаете ли вы какие-нибудь храмы, которые являются культурными памятниками нашей страны?  -Давайте на них посмотрим:

(Работа с лентой времени: расположение самых известных  храмов в России)

-Какой человек и почему может замахнуться на святыню? – Почему Шурыгин так поступил?

Чтобы разобраться детально поработаем в группах. (ученики работают в группах)

1 группа- характеристика Шурыгина, обращаем внимание на его речь, поведение до сноса церкви, во время и после.

- Посмотрите, у  художника Геннадия Калиновского  есть иллюстрация к этому произведению, соответствует ли она вашему представлению о Николае Шурыгине?

-А теперь посмотрим каким его показал Шукшин?  

-Почему хочет уничтожить церковь? (построить свинарник)

-Меняется ли его замысел и поведение в процессе?

 (речь, поступки-замыслы Шурыгина в процессе его деятельности изменились . Ведь он ощутил себя «важным деятелем», большим начальником. Войдя в эту роль, он впадает в ярость .Подавляет всякое сопротивление. Трясётся, кричит, грубит всем, оскорбляет учителя и …сносит церковь. Теперь он старается уже не ради свинарника - он думает о славе.)  Шурыгин нисколько не сомневается в величии своего поступка. Он мечтает оставить о себе память. «Конечно, запомнят. Будут своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и …».

-Шурыгин такой не один, история подобные примеры. Может быть,  вам известно имя Герострат?  Чем прославился он?

-Что же значит выражение Геростратова слава? сжег храм богини Артемиды, чтобы   остаться в памяти людей, но память эта добрая? –нет это позорная, печальная слава.

-Можно ли сказать, что Шурыгин приобретает такую славу?

Итог:  

2 группа - Образ народа. Обращаем внимание на то,  как ведет себя народ в сложившейся ситуации? (зачитайте)

-А теперь посмотрите отрывок из фильма.

-Кто пытается противостоять преступлению? (в оцепенении, не могут помочь учителю, борется один).

  -Почему народ не пытается ему помочь? (боятся) Ждут. –Чего?

Итог:  Русский народ боится начальников.

3 группа - Описание церкви.

-Перед тем, как мы перейдем к разговору о церкви, помотрите на картину башкирского художника, который изобразил храм. – О чем это говорит? (религия не знает границ, а люди делятся только на хороших и плохих).

 -Какие слова подбирает Шукшин для описания ее гибели?. (как живая, рев тракторов не может заглушить звуки погибели, даже умирая, она поклонилась.

-Кому и зачем?  (народу, не может мстить. олицетворение)

Итог: церковь-олицетворение жизни.

-С чем ассоциируется храм или мечеть для любого  человека? (центр духовности).

-Но не только эти места, но и книга несет духовное воспитание.

Сейчас немного отдохнем, последите глазами за движущимися предметами.

Продолжаем урок.

-Чем была церковь для односельчан Шурыгина?  ( история 17 век.  Церковь в рассказе - образ дома, спокойствия, тех сил, что питают человеческую душу: "как ни пристанешь, а увидишь ее - вроде уж дома. Она сил прибавляла…". Она - хранительница традиций, через нее проходили все этапы человеческой жизни: в ней крестили, венчали, отпевали.

- Т.е. он не только нарушает старинный привычный уклад жизни деревни, он еще разрывает  связь поколений.

 -Сумел Николай Ш. воспользоваться плодами своего труда? Нет

-Почему?

-К какой мысли нас подводит автор? (о бессмысленности варварского поступка)

-Наш разговор я начала с истории Рима, о том, что Рим разрушили вандалы.

-Кто такие вандалы? (работа со  электронным словарем) (С этими событиями связывают возникновение  термина «вандализм», означающего бессмысленное уничтожение культурных ценностей.)

-Как вы думаете можно ли Шурыгина назвать вандалом?

-Он не просто церковь уничтожает, человек поднимает руку на создателя, творца? ( Шурыгин разрушает божье место, чувствуя при этом гордость и силу - крепкий мужик).

-Крепкий ли он? Серьезно ли про него говорит Шукшин? (нет ирония)

-Каким  в вашем представлении должен быть «крепкий мужик»? Давайте заполним кластер?

-Как заканчивается рассказ? «Шурыгин уважал быструю езду», т.е. финал открыт…

-Как эта деталь  характеризует героя?  (думает быстро, не обдумывает, рубит с плеча - не ведает того, что творит)

-Давайте посмотрим на кластер, составленный вами. Какой же он настоящий крепкий мужик в вашем представлении? Зачитайте.

Давайте проверим: внимательны ли мы были сегодня на уроке, возьмите ваши мобильные устройства, выполним онлайн-тест по системе kachut.

 Ваши результаты на экране.

-Какие уроки вы сегодня для себя извлекли?

Д.З.***(повышенный уровень) Написать продолжение рассказа в стиле  В.М.Шукшина.

*ответить на вопросы в тетр.

Итог: Действительно, проблема - то освещенная Шукшиным вечная, как не печально люди, подобные Шурыгину были, есть и будут, но других настоящих крепких больше…

 Создавали люди осторожно, (музыка-фортепиано)

Под звуки ветра, солнца, соловья.

Историю страны огромной,

Чтоб люди  помнили всегда.

Не разрушайте наше достоянье!

Оно уйдет и больше  не вернешь.

А в памяти останется прохлада,

За  то…  что мог, но не сберег.