Что в поведении подростка должно насторожить родителей:

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить - попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если че­ловек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаяв­шийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  •  Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вре­да своей жизни и здоровью.
  • Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет раз­говаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теря­ет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди зна­чимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях). •Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности со­циального успеха (особенно в семье).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуа­ции насилия).
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате сме­ны места жительства).

Что делать родителям, если они обнаружили опасность:

  • Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков — это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему ребенку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зре­ния, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте им больше внимания, чем обычно.
  • Обратитесь к специалисту, самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида:

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого:

  • Расспрашивайте ребенка и говорите с ним о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
  • Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замеча­ние, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
  • Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков не­эффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и нака­зания могут спровоцировать ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, аг­рессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необ­ходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
  •  Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще толь­ко формируется картина будущего, они видят либо совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, чего хочет ваш ребенок, как он намерен доби­ваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистич­ный) план действий.
  •  Говорите с ребенком на серьезные темы: Что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров с подрост­ком на сложные темы, он все равно продолжит искать ответы на стороне (на­пример, в интернете), где информация может оказаться не только недостовер­ной, но и небезопасной.
  • Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь - эта та цен­ность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных в жизни вещей: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни — ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно пере­дастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими труд­ностями.
  • Дайте понять ребенку, что опыт поражения так же важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
  • Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней гру­бостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать прием­лемые для этого возраста формы их проявления.
  • Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», пере­давая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подрос­ток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может толковаться им как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, когда ребенку уже можно предоставить самостоятельность - и когда он еще нуждается в помощи и руководстве.
  • Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или се­мейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помо­гут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.