Что в поведении подростка должно насторожить учителя:

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оцен­кам.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от дру­зей.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди зна­чимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить — попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отча­явшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вре­да своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация, потеря близкого человека,
  • резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание.
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности со­циального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате сме­ны места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуа­ции насилия).

Что делать учителю, если он обнаружил опасность:

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков - это уже дос­таточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать луч­ше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за по­мощью.
  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и по­делитесь своими наблюдениями.

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида:

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авто­ритарный стиль взаимодействия для подростка неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию, обращен­ную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодей­ствия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской, поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь ней­тральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психо­лога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примире­ния» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.
  •  Классный час используйте как место и время для разговора о перспекти­вах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина буду­щего, они видят либо совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Уз­найте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помо­гите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно под­держивать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его рос­та. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Пом­ните о том, что есть оценки, а есть то, что шире - личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны независимо от оценок.
  •  Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подрос­ток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  •  Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по ка­ким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.