С днем победы 9 мая!

Полную версию данного урока и уроков других учителей можно скачать в разделе ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК ШКОЛЫ по новым стандартам ФГОС НОО

Конспект открытого урока в 4 классе по русскому языку, проведённого 

учителем начальных классов высшей категории МОБУ СОШ № 21 г. Белорецка Егоровой О. В.

Тема урока:  наречие

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.

Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

               2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные: способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы - дело», помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способомопределения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник, раздаточный материал, презентация к уроку, детская презентация- проект

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Сегодня  у нас пройдет необычный урок русского языка. (Звучит фрагмент увертюры из кинофильма о Шерлоке Холмсе).

-  Где вы слышали эту мелодию?  Кто такой Шерлок Холмс? (Ученики высказываются, говорят о том, что они слышали эту музыку в фильме «Приключения Шерлока Холмса»)

- Правильно! Это знаменитый английский сыщик, который раскрыл много загадочных историй и тайн. А  придумал этого героя английский писатель Артур Конан Дойл (показ книги).

2. Организация урока.                                          

Наш класс на время урока превратится в Агентство  Шерлока Холмса, в котором работают 4 группы.  На каждом рабочем месте есть свои правила:

Правила:

1.         В группе должен быт ответственный

2.         Работа идет на общий результат

3.         Один говорит, другие слушают

4.         Если не понял, переспроси

5.         Свое несогласие высказывай вежливо

 Итак, похлопайте в ладоши … громко, еще громче. Тише.

Погрейте ладошки. Покатайте ручку. Поприветствуйте пальчики.

Прижмите ладошки «Мы друзья».

Сегодня с сыщиком известным

Раскроем дело… но о чем?!

3. Введение в тему урока, постановка цели.

- Для этого расшифруем зашифрованную фразу.

Малявый Дундик куроло  хрюмкал (определи  члены предложения и части речи).

- Откуда знаете?

Новая часть речи ????  метод тонких и толстых вопросов

Что хотели бы  узнать о наречии?

  4. Поиск решения учебной задачи  («Открытие нового знания».

Выступление 1 группы.   Понятие о наречии (детская презентация-проект)

  - С какой частью речи живет и работает наречие? 

Наречие как увеличительное стекло. Расскажет о глаголе  в подробностях.

- А сейчас понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

Работаем в группах.

1группа: сражение с коварным врагом  наречий – ударением (словари).

•  Навзничь надолго красивее  задолго насухо запросто завидно досыта

2 группа: 
         Понаблюдайте.   Обсудите в группе!   Запишите    в    тетрадь.

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

1. Измените  словосочетание  работать хорошо по временам и по родам.   

2. Сделайте вывод об изменении наречия по временам и по родам. 

 3 группа: 
          Понаблюдайте.   Обсудите в группе! 

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица

1.  Проспрягайте словосочетание  говорить громко в единственном и множественном числе.

2. Сделайте вывод об изменении наречия по лицам и числам.

 4 группа: 
           Понаблюдайте.   Обсудите в группе! 

1.  Просклоняйте словосочетание  рубаха навыпуск

     2. Сделайте вывод об изменении наречия по падежам.

(Проверка по группам)

- Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?

- Какой вывод напрашивается из выше сказанного? – запись в таблице

Физпауза

Какие наречия запомнили?

Сначала мы пойдём налево - 1,2,3.

А теперь пойдём направо  – 1,2,3.

Станем мы сейчас поближе  – 1,2,3.

А потом уйдём подальше  – 1,2,3.

Руки вверх поднимем дружно - 1,2,3.

И помашем влево – вправо - 1,2,3.

А сейчас присядем  ниже - 1,2,3.

Головы поднимем выше - 1,2,3.

Дружно хлопаем руками - 1,2,3.

Тихо топаем ногами - 1,2,3,

Чтобы веселее стало - 1,2,3.

Всё опять начнём сначала  / повторяем зарядку/.

 Какие словарные слова среди наречий встретились? (налево, направо, сейчас, опять …)

 Знакомство  с новым словом.

Однажды(ребус). Письмо на ладошке, по спине соседа.

- Какой вопрос бы задали к слову?

Чтобы узнать еще вопросы, поработайте в группах.

 Задание для групп (проверка на слайде).

 

Бежать (       ) сегодня,

Бежать (      )  завтра,

Бежать (      ) впереди,

Бежать (      ) назад,

Бежать (      ) издалека,

Бежать (        ) быстро, долго

- Где мы можем проверить наши предположения? (в учебнике)

 

 

Правило с.121 – Найдите, используя правило на с.121, какие вопросы мы не выделили?

 

 (выделение маркером вопросов на доске)

Работа с правилом

Любимое выражение Холмса «Элементарно, Ватсон…»

Расскажите правило, используя это выражение.

Вернемся к нашему предложению. Что можете сказать о слове КУРОЛО?

 - Расследуйте:

- Может ли быть слово куроло

 1 гр. подлежащим,

 2 гр. сказуемым,

 3 гр. определением,

 4 гр. дополнением

Вывод:  новый член предложения - обстоятельство

 

 

      5. Рефлексия.

- Если вы после урока сможете найти наречия в тексте, поставить вопрос, положите на край стола зелёный квадрат.

- Если вы затрудняетесь в чём-то, положите жёлтый квадрат.

- Если тема показалась вам сложной и вы не разобрались в ней, положите красный квадрат.

- Не переживайте, несколько уроков мы посвятим изучению наречий, и я надеюсь, что у вас всё получится.

6. Самооценка.

- Кому скажете спасибо в группе?  Оценки.

Скажите наречиями, как вам сегодня было работать на уроке.

 

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!

 

И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

Награждение команд.

6.         Д/з по выбору  Составить наречия или поставить ударение в предложенных наречиях.

Н - 

А -

Р -

Е -

Ч -

И -

Я -